Обучение

В контексте обучения, интеллект-карты можно использовать для следующих задач:

  1. Конспектирование
    • Учебников, книг, статей
    • Лекций на слух
  2. Написание статей/рефератов/курсовых
  3. Анализ/понимание
  4. Запоминание

Конспектирование

«В одно ухо влетело, из другого вылетело». Как часто бывает, что прочли учебник, вроде все поняли, но за 2-3-4 недели промежутка между прочтением и сдачей экзамена все вылетело из головы. И часто, чтобы вспомнить весь материал необходимо заново прочитать 200-300 страниц учебника.

  • А хотелось бы просмотреть 2-3 страницы конспектов, которые бы с 90% точностью позволили бы восстановить в голове информацию о прочитанных 200-300 страницах.

Именно это и позволяют сделать Интеллект-карты.

Примеры:

щелкните, и изображение увеличится Краткий конспект книги Джима Кэмпа «Сначала скажи нет».

 

 

 

 

 

 

Написание статей/рефератов/курсовых

Как часто бывает, что смотрим на белый лист бумаги, ждем когда же придет муза, а ее все нет и нет… Или пишем, пишем текст, и вдруг попадаем в тупик… текст дальше не льется… Что делать, как вырваться из творческого тупика?

Хороший вариант: сначала набросать план вашей статьи в виде интеллект-карты. И потом уже на этот скелет наращивать весь остальной текст.

Примеры:

щелкните, и изображение увеличится План книги «The mind-map book», по которому Тони и Барии Бьюзены написали свою книгу.

 

 

 

 

 

 

Анализ/понимание

Бывает так, что прочли страницу текста, и брррр…. Ничего не понятно. Прочли еще раз…. Опять непонятно. Или у автора слишком сложные мысли, или они слишком перепутаны… Возникает желание разложить эти мысли по полочкам, чтобы в них не плутать, а четко и ясно понимать, что из чего следует.

Использование карт позволяет

А) Лучше понять ход мыслей автора.

Б) Увидеть логические ошибки и противоречия, которые автор допускает.

В) Лучше проанализировать текст.

Г) Дополнить своими мыслями.

Д)…

 

Запоминание

Иногда требуется запомнить какую-то информацию (перевести ее в долговременную память). Для этого также отлично подходят интеллект-карты, т.к. требуется запоминать не 100 страниц текста, а 100 ключевых слов. Что гораздо проще!

Для того, чтобы карта отложилась в долговременной памяти необходимо ее  повторить несколько раз.

По Тони Бьюзену: После одного часа учебной работы оптимальными интервалами времени для повторения пройденного материала являются следующие:

  • Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут
  • Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут
  • Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут
  • Спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут
  • Спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут
  • Спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут
  • Спустя 1 год – повторение в течение 2 минут

В результате усвоенный материал окажется закрепленным в долговременной памяти.

***Повторение подразумевает, что вы пробуете

  • по памяти воссоздать карту,
  • и лишь потом сравниваете то, что вы вспомнили с оригиналом.